Скачать mp3 (1 Mb)
«Осенний вальс» используется в сценарии детского праздника «День матери».
Фредерик Шопен — автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
Среди сочинений Шопена 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828—1844), фантазия (1842), 4 баллады (1835—1842), 4 скерцо (1832—1842), экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.
Шопен, до отъезда на запад, жил на территории, являющейся частью Российской империи, в силу того, что Польша перестала существовать как государство еще в 1795 году, а Варшава, по итогам Наполеоновских войн, находилась на территории, отошедшей к Российской Империи. Исключением являются первые годы жизни, вплоть до 3 мая 1815 года. В это время данная территория являлась частью Варшавского Герцогства, вассального Французской Империи.
Последний концерт на публике Фредерика Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне. Композитор завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу.
Автограф Фредерика Шопена:
Вальсы Шопена
Вальсы польского композитора Шопена (их 18) — это лирические миниатюры, рассказывающие о переживаниях человеческой души. Среди вальсов Шопена есть блестящие, виртуозные произведения. По форме вальсы Шопена немного напоминают венские вальсы Штрауса: они тоже состоят из нескольких разделов. Но если в венских вальсах в каждом разделе звучит новая музыка, то у Шопена музыка первого раздела периодически возвращается, образуя форму рондо. В одном из последних вальсов, знаменитом Вальсе до-диез минор, соединились и блестяще-виртуозные, и лирические черты шопеновских вальсов.
Вальсы Шопена разнохарактерны и различны по содержанию и средствам выражения. Среди них встречаются мечтательные, с поющей, широкого дыхания мелодией, как, например, a-moll, ор. 34 или f-moll, ор. 69; есть вальсы эстрадно-виртуозного типа, эффектные, темпераментные, как «большой блестящий вальс» Еs-dur, ор. 18 или As-dur, ор. 42. Вальс cis-moll, ор. 64 раскрывает тонкую поэзию скорбно-меланхолических образов Шопена. Поэзия вальсовой стихии, поднятая Шопеном, открыла неисчерпаемые перспективы развития этого жанра, который всесторонне разрабатывали Лист, Верди, Чайковский, Глазунов, Скрябин, советские композиторы.
В творчестве Шопена вальсы представляют собой сольные концертные пьесы, выразительные и изящные, в которых широко используются богатые и разнообразные приёмы пианизма.
Вальсы Шопена разделяются на две основные группы. Одна из групп — полные огня и блеска виртуозные произведения, передающие атмосферу многолюдного праздничного бала. Пьесы другой группы навеяны поэтичными лирическими настроениями, связанными с этим танцем.