Использование здоровьесберегающих технологий

в процессе реализации образовательной области «Музыка»

Публикация в Сборнике педагогических идей Центра дистанционного образования «Прояви себя», выпуск № 010 от 1 апреля 2016 года.

Автор: Жидова Елена Александровна, музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад № 340» г. о. Самара.

Девочка-докторИнтенсивное развитие современного общество в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью.

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека.

Тема здоровья актуальна  для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе дошкольного  образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие в обществе.

Дети прыгаютЭкологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка.

Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Дети и музыкаОсновная форма музыкальной деятельности в ДОУ — музыкальные занятия (НОД), в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее  развитие и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Занятия (НОД) проводятся – индивидуальные,  по подгруппам и фронтальные.

По содержанию — доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующие здоровьесберегающие  технологии:

 

Валеологические песенки — распевки.

Дети поютС них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, позитивные тексты  и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Например:

Доброе утро!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)

Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)

И сегодня весь день

Будет веселее. (хлопают в ладоши)

Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)

Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, «фонарики»)

Дети как цветочкиКак в саду цветочки!

Разотрем ладошки (движения по тексту)

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)

И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

 

Дыхательная гимнастика.

  1. положительно влияет на обменные процессы, играет важную роль в кровоснабжении, в том числе и в  легочной ткани;
  2. способствует восстановлению центральной нервной системы;
  3. улучшает дренажную функцию бронхов;
  4. восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  5. исправляет появившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Дети дышатПериферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка.

Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции — в осознанном управлении всеми фазами  дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Например:

 

«Машина»

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. — Дети стоят  на одной линии, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом делая губами «бр-р-р». Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.

 

«Цветок»

Девочка нюхает цветок(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. — стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делают медленный вдох, будто вдыхают  аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

 

«Собачка»

(закаливание зева)

И.П. — стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).

 

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

  •  Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
  • Тренировка силы вдоха и выдоха.
  • Развитие продолжительности выдоха.

Основная цель артикуляционной гимнастики — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных.

В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Например:

Артикуляционная гимнастика «Жаба Квака»

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Ребенок в костюме лягушкиЖаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)

Да водички поглотала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э-!

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

 

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:

«Динозаврик»

ДинозаврикиЧетыре динозаврика, ура, ура, ура!

Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!

Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!

И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность: «У-о-а-ы-и-скрип!»

 

То же проводится на музыкальных занятиях. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Например:

 

Игровой массаж

1-я точка: «В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли»

2-я точка: «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок»

3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим»

4-я точка: «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись»

Девочка трет ушко5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть»

6-я точка: «Руки надо растереть, чтобы больше не болеть»

7-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть»

Заканчивая массаж, дети говорят: «Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми». Эти слова — своеобразная установка для них на весь день.

 

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:

 

«Кошка»

Ребенок и котенокПосмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают «окошко»)

По дорожке ходит кошка («бегают» указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)

С такими усами! (показывают «длинные усы»)

С такими глазами! (показывают «большие глаза»)

Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)

Нас гулять скорей зовёт! («зовут» правой рукой)

 

Речевые игры.

Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:

 

«Дождь»

Ребенок и дождьДождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)

Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)

Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)

А скорее догоняй! (убегают от «дождика»)

 

Музыкотерапия — важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем  ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня — детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

 

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

И. С. Бах. «Прелюдия до мажор».

И. С. Бах. «Шутка».

И. Брамс. «Вальс».

ВивальдиА. Вивальди «Времена года»

Й. Гайдн. «Серенада»

Д. Кабалевский «Клоуны»

Д. Кабалевский «Петя и волк»

В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

В. А. Моцарт «Турецкое рондо»

И. Штраус «Полька «Трик-трак»

 

Детские песни:

«Антошка» В. Шаинский

Буратино«Бу-ра-ти-но» Ю. Энтин

«Будьте добры» А. Санин

«Веселые путешественники» М. Старокадомский

«Все мы делим пополам» В. Шаинский

«Да здравствует сюрприз» Ю. Энтин

«Если добрый ты» Б. Савельев

«Лучики надежды и добра» Е. Войтенко

«Настоящий друг» Б. Савельев

«Песенка о волшебниках» Г. Гладков

 

Музыка для пробуждения после дневного сна

Л. Боккерини «Менуэт»

МоцартЭ. Григ «Утро»

А. Дворжак «Славянский танец»

Лютневая музыка XVII века

Ф. Лист «Утешения»

Ф. Мендельсон «Песня без слов»

В. Моцарт «Сонаты»

М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

К. Сен-Санс «Аквариум»

 

Музыка для релаксации

И. С. Бах «Ария из сюиты №3»

Л. Бетховен «Лунная соната»

КолыбельныеК. Глюк «Мелодия»

Э. Григ «Песня Сольвейг»

К. Дебюсси «Лунный свет»

 

Колыбельные

Н. Римский-Корсаков «Море»

Г. Свиридов «Романс»

К. Сен-Санс «Лебедь»

 

Музыкальные занятия (НОД)  с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

  • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
  • повышение уровня речевого развития;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности.

 

Используемая литература.

  1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» г. Волгоград, «Учитель», 2009.
  2. Картушина М. Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет» г. Москва, ТЦ «Сфера», 2012.
  3. Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребёнка» Москва, Линка- Пресс, 1999
  4. Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников, СПб., Речь. 2011.
  5. Еременко Н. И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, Волгоград, «Корифей», 2009.

 


Свидетельство о публикации в СМИ серия СПИ10 № 00026/2016 в Сборнике педагогических идей ЦДО «Прояви себя»

Свидетельство о публикации

 


Скачать Сборник педагогических идей ЦДО «Прояви себя» выпуск № 010 от 1 апреля 2016 года